Саратовская область располагает огромным потенциалом историко-культурного наследия. Здесь имеется великое множество разнообразных объектов всех известных исторических эпох от каменного века до средневековья. Эти уникальные памятники делают наш регион одним из наиболее богатых в культурно-историческом отношении на всем евразийском пространстве. Вместе с тем, ценнейшая информация об этих памятниках, хотя и востребованная в научных кругах, практически не используется в системе социокультурного и экономического развития Саратова и области.

Так могли выглядеть жилы...

Так, всемирно известный археологический памятник средневековой культуры, один из первых и крупнейших урбанистических центров Золотой Орды – город Увек (Укек), основанный в XIII в., всегда привлекал пристальное внимание не только ученых – историков, археологов и искусствоведов, но и самые широкие круги общественности, как в России, так и за ее пределами. По описаниям многих средневековых путешественников, Увек был богатым и весьма благоустроенным городом. Отдельные кварталы были заселены татарами, славянами, мордвой, генуэзцами, выходцами из арабского мира и Средней Азии. Город в полном смысле этого слова был центром, где пересекались цивилизации Запада и Востока, оставившие свой след на берегах Волги.

Прибрежная часть городища, где находился порт и генуэзские кварталы, пострадала от затопления Волгоградского водохранилища и при строительстве железной дороги, проложенной через территорию памятника в начале XX столетия. Остатки города расположены на территории современного Заводского района г. Саратова и заняты поселком Увек. Большая часть средневековых жилых кварталов Увека находится под современной застройкой.

Вид на современный посел...

К сожалению, у Увека, находящегося в настоящее время в пределах Саратова, печальная судьба. Все научные исследования, когда-либо проводившиеся на Увеке, несопоставимы с масштабами безудержных разрушений и разграблений этого богатейшего комплекса. Во всех крупнейших музеях России и мира (вплоть до Эрмитажа, Лувра и Британского музея), во многих частных коллекциях есть предмета с Увека, и среди них представлены истинные шедевры мировой культуры.

Нет сомнений, что этот памятник может еще очень много дать науке, нашему городу, всей стране и мировому сообществу. Планомерно изученный Увек может быть представлен как пересечение различных культур и цивилизаций. Широкомасштабные раскопки с последующей музеефикацией строительных остатков для широкого экспозиционного использования позволят стимулировать развитие в Саратове высокоприбыльного межрегионального и международного туристического бизнеса. Сохранение и внимательное изучение многогранной культуры Увека, превращение этого археологического объекта, находящегося на грани исчезновения, в современный музейный комплекс, несомненно, подтвердят неформальный статус Саратова как действительно культурной столицы Поволжья. И на этой основе возможно привлечение инвестиций в дальнейшее развитие городской туристической инфраструктуры.

Перед нынешним поколением стоит очень нелегкая задача – спасти историческое наследие нашего города и сохранить его для потомков, для всей мировой культуры. Решение этой задачи требует немалых сил и средств, активизации всего научного потенциала и годы упорного, скрупулезного труда. Но это труд ради будущего нашего города, ради его процветания и благополучия.

 

Православный храм, относящийся к Сарайской епархии Русской православной церкви, находился на востоке центральной части Увекского городища – ближе к Волге, где располагались христианские кварталы города. Остатки храма были частично исследованы Д.А.Кубанкиным в 2010-2013 годах. Судя по сохранившимся частям, здание в плане представляло собой квадрат или прямоугольник. Храм был построен из камня-песчанника и алевролитовых каменных блоков, а сверху был покрыт глиняной черепицей. Снаружи храм был украшен рельефами в «зверином стиле», один из которых сохранился и представляет собой «сцену терзания» льва грифоном. Внутреннее пространство храма было украшено фресками. Храм, по-видимому, существовал в 1260-1290-х годах, после чего был перестроен и заменён более новой церковью. Судя по рельефу и фрескам, постройка относилась к крестово-купольным храмам византийского типа, которые были наиболее распространены в Русских землях. Реконструкция храма была выполнена предположительно по аналогии с известными храмами Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII вв. богато украшенными рельефами подобной стилистики: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234 года постройки), Дмитриевский Собор во Владимире (1197 года постройки), Церковь Покрова на Нерли (1165 года постройки), Церковь Спаса на Нередице (1198 года постройки). Рельеф со «сценой терзания», по-видимому, являлся частью более крупного рельефного изображения. Он имеет весьма близкие аналогии композиции «Давид-псалмопевец, львы и грифоны» расположенной над входом в Церковь Покрова на Нерли.


Графическая компьютерная реконструкция барельефа в технике гризаль

Художественная реконструкция барельефа. Автор Лопатин В.А.

Фрагмент барельефа, найденный при раскопках

На территории Увекского городища не исследовались большие участки жилищной застройки усадеб и кварталов рядового населения. Их внешний вид и планировка могут быть представлены лишь предположительною. Реконструкция была выполнена на основании раскопок здания на Увекском городище и двух домов на Мечетном городище Ф.В.Баллодом в 1919-1921 годах. По результатам этих исследований Ф.В.Баллод на рисунке изобразил внешний вид домов, кварталов и усадеб Мечетного городища. Также для реконструкции были использованы результаты раскопок аналогичных домов и усадеб на территории других золотоордынских городов: Сарай (Селитренное городище), Новый Сарай (Царёвское городище), Бельджамен (Водянское городище). Примером внешнего вида и планировки усадеб послужили материалы раскопок и исследований В.Л.Егорова, Г.А.Федорова-Давыдова и Т.В.Гусевой. 


Кварталы и жилища Мечетного городища. Реконструкция Баллода Ф.В.

До сих пор на Увекском городище не обнаружено и не исследовано ни одно здание, которое можно бы было считать богатой русской усадьбой, хотя остатки бревенчатых или каркасных деревянных построек при раскопках встречались. Город Укек находился на дороге из Русских земель в столицу Золотой Орды и кочевья ханов. Здесь могли останавливаться и задерживаться русские князья, их приближённые и послы. Кроме того, в Укеке существовал православный храм, приход и русская община, относившиеся в церковном отношении к Сарайской епархии Русской митрополии. Городские священники стояли выше рядового русского населения и обычно имели собственную усадьбу с подворьем. Таким образом, в Укеке могли находиться несколько богатых русских домов с усадьбами. Скорее всего, они располагались на востоке центральной части Увекского городища – ближе к Волге, где находились христианские кварталы города и православный храм. Реконструкция планировки и внешнего вида богатой русской усадьбы была выполнена предположительно, по аналогии с известными древнерусскими городскими усадьбами X-XV веков. Представляется что, усадьба была огорожена бревенчатым тыном и имела внутренний двор, в котором располагались жилые «хоромы» и хозяйственные постройки, а также сад. Отдельные жилые постройки могли быть двухэтажными. Конструкции зданий могли быть как бревенчатыми, так и каркасными.


   
© ВЦ, Институт археологии и культурного наследия СГУ